2006 октябрь ралли «Согдиана»

Наш «собственный» корреспондент (экипажей №11 и №12) пишет: «Согдиана» покорилась Покорять «Согдиану» на склоны Чимганских гор в этом году отправились только два экипажа из Казахстана. Олег Балюк и Сергей Рублев выступали на машине марки «Субару». Дмитрий Плясов и Алексей Васильченко – на советской «восьмерке». У каждого из них с этой гонкой были свои счеты, свести которые удалось по полной программе. Наши спортсмены одержали победы в классах А10 и А8, добились лучшего командного результата и заняли первое-второе места в абсолютном зачете. Сергей Рублев, кроме того, получил еще звание лучшего штурмана: за 360 км гонки казахстанская «Субару» оказалась единственной машиной, не заработавшей ни одного штрафа. Олег Балюк впервые увидел «Согдиану» четыре года назад. Специально приехал в Ташкент, чтобы своими глазами посмотреть на известное авторалли, и, как он сам говорит, влюбился в эту гонку с первого взгляда. Ее действительно есть за что полюбить. «Согдиана» подкупает сложностью маршрута и красотой окружающих пейзажей. Ралли проводится в воспетых бардами Чимганских горах вокруг Чарвакского водохранилища каждый год в самый разгар золотой осени, за что маршрут получил дополнительное название – Золотое кольцо. Прокатиться по нему на машине – необыкновенное удовольствие. В то же время на раллийных скоростях – от 150 км/час и выше, эти же дороги, столь эффектные с виду, требуют от пилотов ювелирной точности управления. – Я понял, что хочу быть в числе участников, – рассказывает Олег Балюк. – И уже на следующий год мы привезли в Узбекистан свою спортивную машину. Тогда это была «восьмерка». Но в первый же день гонки почти сразу после старта перевернулись так, что восстановлению она уже не подлежала. Уехали ни с чем. В прошлом году не получилось даже стартовать, потому что машина сломалась во время предварительных тренировок. «Согдиана-2006» – наша третья попытка. Можете себе представить, с какой силой мы стремились одолеть эту гонку, которая так долго и так упорно нам не давалась. История Дмитрия Плясова и Алексея Васильченко еще более драматична. Год назад, выступая дебютантами «Согдианы», они претендовали на место в призовой «тройке». До финиша оставались считанные километры, когда на одном из поворотов у машины лопнуло заднее колесо. Постоянные зрители не устают вспоминать, как гул мотора сменился громкими ударами железа об асфальт. Машина перевернулась трижды и каким-то чудом остановилась на краю пропасти. До отвесного обрыва оставалось буквально с десяток шагов. Осколки фар на этом месте валяются до сих пор. Проезжая печально знакомую обочину в тренировочном режиме, спортсмены подобрали несколько штук себе на память – год назад было не до того. Машину они, кстати, отремонтировали и на ней же выступали на «Согдиане» во второй раз. Только №1 на двери был переправлен на №11. Прошедшая «Согдиана» из ряда предыдущих гонок выбивалась. Ралли еще не началось, а уже был зафиксирован его первый своеобразный рекорд, заключавшийся в очень малом количестве участников. Заявки подали всего шестнадцать экипажей! Однако среди них были практически все ведущие представители узбекского автоспорта, так что борьба была жесткой. В числе главных фаворитов выступали неоднократные победители этого ралли Сергей Горбунов, Шерзод Джумаев, Даулет Оразалиев. Другой отличительной особенностью «Согдианы-2006» оказался дождь. Он начался в субботу с утра и стал лейтмотивом всей гонки на протяжении двух дней, во многом предопределив ее исход. – Нам этот дождь в чем-то даже на руку оказался, – рассказывает Дмитрий Плясов. – У нас в Казахстане более сильно развит автокросс, а это большой опыт езды по скользкому влажному грунту, по грязи. У мокрого асфальта схожие характеристики, так что мы достаточно уверенно себя на нем чувствовали. В отдельные моменты, когда дождь усиливался, дороги превращались в настоящие реки. «Благодаря» им в числе главных антигероев ралли оказались Даулет Оразалиев и Шерзод Джумаев. Оба были награждены отдельными грамотами за самую экстремальную езду. Оразалиев своей «восьмеркой» подвинул сразу две бетонные плиты, ограждавшие поворот. Джумаев и вовсе совершил невозможное. Технический директор ралли «Согдиана» Николай Кравченко не удержался от комментария: «Я сам бывший гонщик. Сколько лет в автоспорте, но даже я не знал, что машины могут летать, прыгать и подрабатывать лесорубами. Когда мне показали точку, откуда машину понесло, и место, где она остановилась, по ходу снеся дерево, в это трудно было поверить. Там метров четыреста. На пути камень огромный. Я не знаю, как им удалось его преодолеть». Казахстанские экипажи выступили просто образцово. В первый день соревнований проблемы были у Плясова и Васильченко. Задним колесом они попали в арык. Потеряли время на то, чтобы вытащить из него машину и поставить запаску. На второй день они стартовали только с шестого места, но до финиша успели упрочить свои позиции. Балюк и Рублев захватили лидерство уже с первого спецучастка и никому не отдавали его до самого конца. В абсолютном зачете они оказались на семь минут впереди остальных гонщиков. Всего же до финиша добрались девять экипажей. – Я очень надеюсь, что эта гонка не была последней, – подвел итог Николай Кравченко. – Наши сегодняшние проблемы с недостатком участников связаны с внутренними раздорами в узбекском автоспорте. Хочется верить, что однажды нам все-таки удастся прийти к консенсусу. Когда-то, работая еще в райкоме комсомола, я был одним из создателей этого ралли. Я придумывал ему название – в древности на территории Узбекистана было такое государство. На будущий год «Согдиане» исполняется 20 лет. Она достойна этого юбилея, и мне бы очень хотелось, чтобы мы смогли, как положено, его отпраздновать. Юлия Копцева