2006 октябрь ралли «Согдиана»
Наш «собственный» корреспондент
(экипажей №11 и №12) пишет: «Согдиана» покорилась Покорять
«Согдиану» на склоны Чимганских гор в этом году отправились только два
экипажа из Казахстана. Олег Балюк и Сергей Рублев выступали на машине
марки «Субару». Дмитрий Плясов и Алексей Васильченко – на советской
«восьмерке». У каждого из них с этой гонкой были свои счеты, свести
которые удалось по полной программе. Наши спортсмены одержали победы в
классах А10 и А8, добились лучшего командного результата и заняли
первое-второе места в абсолютном зачете. Сергей Рублев, кроме того,
получил еще звание лучшего штурмана: за 360 км гонки казахстанская
«Субару» оказалась единственной машиной, не заработавшей ни одного
штрафа. Олег Балюк впервые увидел «Согдиану» четыре
года назад. Специально приехал в Ташкент, чтобы своими глазами
посмотреть на известное авторалли, и, как он сам говорит, влюбился в эту
гонку с первого взгляда. Ее действительно есть за что полюбить.
«Согдиана» подкупает сложностью маршрута и красотой окружающих пейзажей.
Ралли проводится в воспетых бардами Чимганских горах вокруг Чарвакского
водохранилища каждый год в самый разгар золотой осени, за что маршрут
получил дополнительное название – Золотое кольцо. Прокатиться по нему на
машине – необыкновенное удовольствие. В то же время на раллийных
скоростях – от 150 км/час и выше, эти же дороги, столь эффектные с виду,
требуют от пилотов ювелирной точности управления. – Я
понял, что хочу быть в числе участников, – рассказывает Олег Балюк. – И
уже на следующий год мы привезли в Узбекистан свою спортивную машину.
Тогда это была «восьмерка». Но в первый же день гонки почти сразу после
старта перевернулись так, что восстановлению она уже не подлежала.
Уехали ни с чем. В прошлом году не получилось даже стартовать, потому
что машина сломалась во время предварительных тренировок.
«Согдиана-2006» – наша третья попытка. Можете себе представить, с какой
силой мы стремились одолеть эту гонку, которая так долго и так упорно
нам не давалась. История Дмитрия Плясова и Алексея
Васильченко еще более драматична. Год назад, выступая дебютантами
«Согдианы», они претендовали на место в призовой «тройке». До финиша
оставались считанные километры, когда на одном из поворотов у машины
лопнуло заднее колесо. Постоянные зрители не устают вспоминать, как гул
мотора сменился громкими ударами железа об асфальт. Машина перевернулась
трижды и каким-то чудом остановилась на краю пропасти. До отвесного
обрыва оставалось буквально с десяток шагов. Осколки фар на этом месте
валяются до сих пор. Проезжая печально знакомую обочину в тренировочном
режиме, спортсмены подобрали несколько штук себе на память – год назад
было не до того. Машину они, кстати, отремонтировали и на ней же
выступали на «Согдиане» во второй раз. Только №1 на двери был
переправлен на №11. Прошедшая «Согдиана» из ряда
предыдущих гонок выбивалась. Ралли еще не началось, а уже был
зафиксирован его первый своеобразный рекорд, заключавшийся в очень малом
количестве участников. Заявки подали всего шестнадцать экипажей! Однако
среди них были практически все ведущие представители узбекского
автоспорта, так что борьба была жесткой. В числе главных фаворитов
выступали неоднократные победители этого ралли Сергей Горбунов, Шерзод
Джумаев, Даулет Оразалиев. Другой отличительной особенностью
«Согдианы-2006» оказался дождь. Он начался в субботу с утра и стал
лейтмотивом всей гонки на протяжении двух дней, во многом предопределив
ее исход. – Нам этот дождь в чем-то даже на руку оказался,
– рассказывает Дмитрий Плясов. – У нас в Казахстане более сильно развит
автокросс, а это большой опыт езды по скользкому влажному грунту, по
грязи. У мокрого асфальта схожие характеристики, так что мы достаточно
уверенно себя на нем чувствовали. В отдельные
моменты, когда дождь усиливался, дороги превращались в настоящие реки.
«Благодаря» им в числе главных антигероев ралли оказались Даулет
Оразалиев и Шерзод Джумаев. Оба были награждены отдельными грамотами за
самую экстремальную езду. Оразалиев своей «восьмеркой» подвинул сразу
две бетонные плиты, ограждавшие поворот. Джумаев и вовсе совершил
невозможное. Технический директор ралли «Согдиана» Николай Кравченко не
удержался от комментария: «Я сам бывший гонщик. Сколько лет в
автоспорте, но даже я не знал, что машины могут летать, прыгать и
подрабатывать лесорубами. Когда мне показали точку, откуда машину
понесло, и место, где она остановилась, по ходу снеся дерево, в это
трудно было поверить. Там метров четыреста. На пути камень огромный. Я
не знаю, как им удалось его преодолеть». Казахстанские
экипажи выступили просто образцово. В первый день соревнований проблемы
были у Плясова и Васильченко. Задним колесом они попали в арык. Потеряли
время на то, чтобы вытащить из него машину и поставить запаску. На
второй день они стартовали только с шестого места, но до финиша успели
упрочить свои позиции. Балюк и Рублев захватили лидерство уже с первого
спецучастка и никому не отдавали его до самого конца. В абсолютном
зачете они оказались на семь минут впереди остальных гонщиков. Всего же
до финиша добрались девять экипажей. – Я очень
надеюсь, что эта гонка не была последней, – подвел итог Николай
Кравченко. – Наши сегодняшние проблемы с недостатком участников связаны с
внутренними раздорами в узбекском автоспорте. Хочется верить, что
однажды нам все-таки удастся прийти к консенсусу. Когда-то, работая еще в
райкоме комсомола, я был одним из создателей этого ралли. Я придумывал
ему название – в древности на территории Узбекистана было такое
государство. На будущий год «Согдиане» исполняется 20 лет. Она достойна
этого юбилея, и мне бы очень хотелось, чтобы мы смогли, как положено,
его отпраздновать. Юлия Копцева